Константин Сушко : « СВОЕ ВРЕМЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО вернули НЕ ТУДА …»

Своим романом » Инспектор Хорс» Константин Сушко достойно продолжил не такие уж и богатые анималистические традиции в литературе , и не только в отечественной . Поэтому забудем хуторянскую подозрительность , свергнем маску недоверия и равнодушия и искренне порадуемся , что произведение запорожского писателя , лауреата премии имени Ивана Франко нарушил неуютной одиночество » волков » Николая Винграновского , напомнил о » Белого Бима — Черное ухо » Гавриила Троепольского и даже рискнул приблизиться к » верного Руслана » Георгия Владимова и» Плахи » Чингиза Айтматова. Скажете , слишком высоко поднял планку господин профессор ? В любом случае, из-за чего уверенно добавляю к крайне скудного списка еще и «Белый клык» Джека Лондона ! Мимоходом , нисколько не посягая на бодрую мысль о том , что произведения будто всегда самодостаточные , тихонько хочу напомнить , что внимательный взгляд на них и своевременное слово поддержки никогда не были лишними …
Виктор ЧАБАНЕНКО ,
доктор филологических наук ,
профессор , член НСПУ
— Константин Иванович , еще бытовало мнение , что , как публицист и писатель , Вы специализируетесь на теме истории , и вдруг — роман , в центре которого собака. Чем обусловлен такой поворот? — Никакого поворота , просто все , кто читал мои произведения , до сих пор не знали с чего начинался журналист , публицист , впоследствии писатель Костятин Сушко. А начинался он , в лице корреспондента областной газеты » Комсомолец Запорожья » , раскидистыми естественнонаучными , реже — краеведческими , очерками . Так продолжалось почти десять лет , и вдруг меня вызвали в обком партии , где завотделом пропаганды и агитации был ярый ортодокс , который с провозглашением независимости вдруг взялся за тему гуляйпольского » ​​отца» — приказал переходить к Днепростроя редактором многотиражки . Мы , амбициозные областные журналисты , переход к многотиражки считали неким политическим ссылкой , поэтому я просил не трогать меня , потому что в » Комсомольце » , мол , у меня даже есть своя тема. «Ка — к — ккая тема ? » — Грозно спросил обкомивець . » История и Природа » — с готовностью выпалил я , на что услышал : » Вр -р — редная твоя тема ! » Поэтому за два дня я уже примерял резиновые сапоги на Днепрострое . Но потом раз подтвердилась поговорка о «добро» , которого не бывает без » худая » . На новом месте у меня появилось больше свободного времени, которое я отдавал Хортице . Собирал материал для книги об истории заповедного острова , и больше просиживал в плавнях , в засаде , наблюдая через прицел фоторужья за животными и птицами. И там , в свободной среде , где братья наши меньшие не замечали моего присутствия , я столько увидел , узнал , что не мог держать всего в себе. С увлечением написал цикл рассказов , героями которых стали дикие кабаны , лоси , косуля , лисы , камышевка , сова , даже еж , заяц и ящерица . — Впервые о таком слышу : Константин Сушко и рассказы о животных
— А между тем , именно благодаря диким животным во многом и определилось мое творческое кредо. Я даже получал положительные отзывы из популярных московских журналов ( писал тогда на русском языке ) , но на журнальные полосы , без протекции , протолкнуться так и не смог. Поэтому и бросил играть художественным словом , а кормил себя и свою семью исключительно газетным . Правда , в 1989 году межобластное издательство » Луч » (Днепропетровск ) смогло издать сборник моих рассказов о животных » Поздняя тропа » тиражом в 10 тысяч экземпляров.
— И об этой книге слышу впервые …
— Оно и не удивительно , потому что никто не откликнулся на нее должным образом , хотя книгу раскупили в течение пяти месяцев.
О чем только не писал я выхода той сборника и несколько лет назад, но идея создать что-то большое ( конечно , по объему ) , в центре чего была бы свободная животное , не оставляла меня . Я убежден : в свое время человечество , в своем развитии , вернуло не туда , в результате чего оно удаляется и удаляется от мира живой природы , и это может привести к гибели цивилизации. Узнав много о диких животных , мы прониклись максимум поведением зверей и птиц , почти ничего не зная об их сущности , поэтому своим » Инспектором » я попытался хоть приблизиться к той сущности. — Но Хорс из романа — не дикий , даже не дикий собака …
— Конечно , но он постоянно живет в среде, максимально приближенной к дикому , и так не сидит на цепи , а почти все время в движении , то глубоко озабочен тем средой и даже пытается влиять на развитие событий .
— Не слишком для собаки?
— Я ждал этого вопроса . У людей , так сказать , типичный подход к пониманию наших четвероногих и пернатых соседей по планете. Сведя все только к инстинктам и рефлексов , мы спримитивизувалы проблему , поэтому по — настоящему не чувствуем и не понимаем ни домашних , ни диких животных. Кстати , перед тем , как отправить роман в типографию , я давал его читать специалистам — кинологам , было несколько замечаний , которые я учел , в целом же сказали , что мой Хорс — с вполне реального мира .
— А также с реально существующего заповедника , ведь «Остров» из романа — это Хортица ?
— Я дал себе слово не отвечать на этот вопрос.
— Почему ? — Если отвечу утвердительно , то читатели будут искать в произведении конкретных прототипов , ищущие Хортицу , что значительно сузит восприятие всего , о чем говорится в романе. Ведь гораздо важнее , что именно происходило , а не где и с чьей участием. Я даже государство, в котором разворачиваются события , назвал Страной, Кабинет Министров — Салоном Министров , Администрацию Президента — Салоном Президента , и так далее. — В романе много действующих лиц , в частности , нашлось место не только для чиновников областного уровня , но и столичных чиновников … За каждым персонажем из романа стоит живой человек ?
— И здесь я бы не хотел уточнять , чтобы не побуждать читателя искать , кто же вот . Каждый писатель и сюжетную линию своего произведения , и группа действующих лиц , конечно , монтирует из каких-то определенных жизненных обстоятельств и с рис знакомых и известных ему людей , но я считаю лишним уточнять , » кого и с кого я писал» . — И все же , некоторые Ваши персонажи так отчетливо напоминают известных всей Украине политиков и деятелей гуманитарной сферы, …
— Извините , но на этом давайте и остановимся . Оставим читателям , если кому-то из них будет интересно , искать в жизни прототипов , похожих на героев » Инспектора Хорса » . Лично я не придаю этому никакого значения , потому что хотел бы услышать , как читатель оценивает непродолжительные исторические экскурсы , кое-где вплетаются в канву сюжета , как он воспринимает элементы авторской иронии , наконец, понравился ему герой , именем которого названа книга !
— Профессор Чабаненко высоко оценил Вашего «Хорса» .
— Я искренне благодарен Виктору Антоновичу …
— … И не заперечуете , что Ваше произведение ставят рядом с произведениями Чингиза Айтматова , Николая Винграновского , Джека Лондона ? — Я не могу отрицать , когда кто-то выражает свою точку зрения , к тому же убежден , что уважаемый профессор отнюдь не проводит прямую параллель между моим » Хорсом » и произведениями названных классиков литературы ( необходимых оснований для этого не хватает ) , а лишь говорит о тематической родство с ними.
— Есть ли другие отзывы на Ваш роман …
— В нашем современном обществе легче написать килькатомну эпопею , чем дождаться отклика на нее . Особенно, когда автор живет не в столице . Еще в конце прошлого года я разослал своего «Хорса» по пятнадцати адресам весьма авторитетным фигурам в современной украинской литературе и литературной критике , откликнулись двое. Один сообщил открыткой о получении книги и обещал прочитать , второй о том же сообщил по телефону. Так сдержанно , но я искренне благодарен обоим , ведь они хоть откликнулись , тогда как остальные молчит .
— Почему нет откликов на Ваше произведение ?
— Очень часто используется тактика замалчивания . Раньше, когда я ни на что не претендовал , то о таком только слышал, не очень не верил , а стал » позволять себе несколько » , вполне пережил все лично. Общественно — политическое и экономическое развитие нашей страны ловко тормозит коррупция, к сфере » изящной словесности » не имеет прямого отношения , учитывая отсутствие здесь безумных миллионов и миллиардов , зато безудержный утечка кислорода из отечественной литературной атмосферы успешно обеспечивается воинственной завистливость , бесстыдным низкопоклонством , циничной равнодушием , дешевой амбициозностью , невозмутимостью и всеобъемлемостью устоявшихся авторитетов . — Хотели бы добавить : именно теми факторами , которые отсутствуют в среде диких животных ?
— Не откажусь. Как бы парадоксально это ни звучало , все же замечу , что в общении между собой дикие животные выказывают больше благородства , чем это наблюдается в творческой среде запущенные общества . Однажды во время встречи с читателями один молодой парень спросил : «А не унижаете ли вы людей , показывая своих четвероногих героев такими последовательными и благородными ? » Пришлось заметить , что лично я никого не унижаю , некоторые люди позорят сами себя. Причем , порочащих себя властной и материальной алчностью , жаждой всевозможных наград , титулов и званий. В случаях с » инженерами человеческих душ » это гнусно .
общался
Николай Пащенко ,
г. Запорожье

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.