Десятинную снова штурмуют

« Десятинная церковь уже не принадлежит Украине , это частная собственность Московского патриархата » , — заявляют монахи так называемого « монастыря » УПЦ МП.
» Слово Просвиты» уже обращалось к перипетиям вокруг Десятинной церкви Киева . Одна из главных наших святынь оказалась в эпицентре скандалов , которые выходят далеко за рамки памятников тематики , а скорее связаны с вопросами нашей национальной памяти , государственности , наконец, того , хозяева мы на собственной земле или нет. Петр АНТОНЕНКО
Крестный судьба церкви
Вниманию читателей краткая история святыни , которой повезло гораздо меньше , чем другим церквям . Знаменитый Софийский собор дошел до наших времен в первозданном виде. Успенский собор Киево — Печерской Лавры и Михайловский Златоверхий достояли до наших дней , их уничтожили уже в период воинствующего атеизма 1930-1940 — х годов. Еще живы люди , которые видели эти храмы. И уже при независимости эти святыни столицы возобновили согласно першобудов . Иная судьба у Десятинной . Первый каменный христианский храм Киевской Руси построил князь Владимир Великий за несколько лет по крещению ним Киевского государства . Здесь Владимира похоронили , здесь перезахоронили его бабушку , благоверную княгиню Ольгу. К сожалению , уже во времена княжеских междоусобиц храм неоднократно подвергался разрушению . Через два века после постройки Десятинную сжег во время штурма Киева сын основателя Москвы Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский, карабкался на киевский престол своего деда Владимира Мономаха. В декабре 1240 храм стал последним оплотом для защитников Киева , когда город штурмовали монгольские орды хана Батыя , которые и разрушили Десятинную .
До наших дней уцелел лишь фундамент церкви. В последние годы здесь проводили археологические исследования ученые Института археологии НАНУ. Не только остатков Десятинной церкви , но и всей Старокиевской горы , которая была сердцем княжеского Киева . Такие исследования важны еще и потому , что здесь существовали поселения дохристианского периода , то есть это Киев праславянских времен.
Из-за отсутствия финансирования археологи практически свернули работы на Старокиевской горе. Две зимы раскопки простояли под открытым небом , накрытые плохонький » парниками » из пленки , которые в конце обвалились , и раскопки засыпали снега и поливали дожди . Что это означает , понятно даже не археологу .
Новострой на фундаментах
Десятинной
В прошлом году ситуация вокруг Десятинной церкви обострилась. На авансцену вышла Украинская Православная Церковь Московского патриархата , то есть подразделение РПЦ. Там объявили о замысле построить непосредственно на остатках , фундаментах церкви свой ​​московский храм , как «восстановление» Десятинной .
Эта идея вызвала негативную реакцию в обществе . Первая причина — не завершены археологические исследования Старокиевской горы , которые, по надлежащего ведения , дают новые интересные открытия . Вторая причина в том , что точно неизвестно, какой первоначальный выглядела Десятинная церковь . Поэтому ее » восстановления » противоречит мировой и отечественной практике в этой области , заключенным Украиной международным соглашениям по сохранению исторического наследия . А еще — сохранение исторического ландшафта города , потому что почти рядом со Старокиевской горой построена много веков после Десятинной жемчужина архитектуры — знаменитая Андреевская церковь . Поэтому возник вопрос: выдержит Старокиевская гора новейшие строительства? Наконец, последняя причина ( потому что это уже политическая плоскость ) — для чего строить здесь храм Московского патриархата ? На фундаментах нашей национальной святыни , стоящей за полтора века до появления самой Москвы . Впрочем , для инициаторов затеи , похоже , именно это в ней и является доминирующим . В прошлом году власти провели конкурс на лучшую концепцию дальнейшей судьбы остатков Десятинной и вообще Старокиевской горы , который некоторые почему-то воспринял как конкурс » на лучшую застройку» . На самом же деле должны были определиться , как быть дальше . Застройка — это был лишь один из вариантов , другие — продолжение археологических исследований , музеефикация остатков храма , создание музея под открытым небом. Конкурс завершился ничем . Была информация , что большинство членов жюри склонялись к мысли утвердить концепцию , которая категорически исключает любое строительство на остатках Десятинной . Но конкурс практически сорвали .
В этой ситуации Минкультуры и Киевсовет приняли » соломоново решение » : законсервировать остатки Десятинной и все археологические раскопки. Что ж, так тоже иногда делают , ожидая «лучших времен». В конце прошлого года остатки церкви присыпали многотонным слоем земли , и сегодня это пустырь в историческом центре столицы , заросший сорняками.
Казалось бы , щекотливая тема Десятинной отошла на обочину. Но это не так. Московская церковь » застолбила » территорию в виде так называемого » ​​Десятинного монастыря » возле остатков храма , под стенами и на дворе , на территории Национального музея истории Украины . Удивляет поведение этого уважаемого государственного учреждения о событиях , связанных с Десятинной . Самовольное , потому построен здесь без разрешения , с нарушением всех норм и правил , » монастырь » сначала воздвиг здесь , по их терминологии , » часовню » , на самом деле — большого, деревянную церковь. Это оказался лишь плацдарм для дальнейших действий .
Скандал разразился в ночь на 26 мая прошлого года , когда рядом с » монастырем » появились два строительные вагончики и начались подготовительные работы для сооружения московского храма в фундаментах Десятинной . «СП » подробно рассказывало об этом скандале в публикации » Орды Батыя снова штурмуют Десятинную » ( ч. 22 , 2011 г.). Такое нахальство московитов в самом сердце столицы перешло все границы , и благодаря усилиям общественности и власти , вынужденной же отреагировать на это безобразие , » строение » прекратили . Во время этих перипетий как-то забыли о самом » монастырь » , действовавший с многочисленными нарушениями предписаний соответствующих городских служб. А за эти полтора года он оброс уважительной » монашеских братией » и клиром , в который входят должностные УПЦ Московского патриархата. Есть изменения и внешне: деревянную церковь ныне огражденном и она уже похожа на крепость русского православия .
Опять за старое
Пока общественность приходила прошлогодних скандалов вокруг Десятинной , некоторые упорно работал . Побудила к этому аморфная позиция нашей власти. КГГА и Минкультуры якобы высказались против строительства на фундаментах Десятинной какого-то нового храма. Зато Верховная Рада в прошлом году не поддержала постановление о таком запрете новостроек на Десятинной.
И вот новость : проект строительства на фундаментах Десятинной нового храма уже подготовлен и подан в Киевсовет главному архитектору столицы.
Говорит председатель Комиссии Киевсовета по вопросам культуры и туризма , новоизбранный депутат парламента от оппозиции , член Градостроительного совета г. Киева Александр Бригинец : «Несмотря на все заявления Министерства культуры и КГГА , которые якобы выступают против этого строительства , застройщик уже подготовил проект строительства новой церкви. Это не первый раз в Киеве застройщик не реагирует на запреты и заявления властей и продолжает незаконные строительства … По моему мнению , в дело должны вмешаться руководители УПЦ ( МП). Надеюсь , они публично отмежуются от незаконной застройки Десятинной церкви » . Перед этим депутат сообщал , что на фундамент Десятинной церкви планируют установить плиту — монолит , чтобы построить на ней культовое сооружение .
Бригинец напомнил , что уже не первый возникает ситуация , когда городские власти столицы якобы «против » той или иной застройки , выносят предписания государственные службы , в том числе и прокуратура , решение о запрете выносят суды , а строительство продолжается и завершается . Например депутат привел скандальные стройки на ул . Гончара , 17-23 , и над станцией метро » Театральная».
О тайном проектирование нового храма на фундаментах Десятинной сообщил и член Национального союза архитекторов Украины Георгий Духовичный.
«Археологи » в рясах
Еще один скандал разразился на днях вокруг так называемого Музея Десятинной церкви. Только когда 12 научных сотрудников этого музея (А. Комар , Л. Чмиль , В. Козюба , А. Манигда , Е. Починок , Н. Хамайко , Д. Борисов , А. Васильев , П. Викторова , А. Дзнеладзе , Н. Писаренко , В. Битковський ) обратились с открытым письмом к министру культуры Украины М. Кулиняк , общественность узнала много интересного и поняла , как мало знает , что творится кулуарно в дебрях кабинетов.
Оказывается , весной этого года Минкультуры создало в столице еще один музей — Десятинной церкви. С целью , как отмечалось , дальнейшего исследования остатков храма , его музеефикации . Удивительное решение , если учесть , что уже несколько лет , как приостановка исследований остатков храма , а сами они на тот момент почти полгода были покрыты слоем земли и вопрос » музеефикации » откладывалось в сверхдлинный ящик . Тем не менее , создают музей , для которого утверждают штат в 120 человек !
Следующие несколько месяцев происходило комплектование штата и осенью он уже насчитывал 85 сотрудников. Они бы и дальше исправно получали зарплату из государственного бюджета , и вдруг этот скандал. Дело в том , что коллектив Музея расколот на две группировки — церковное и светское : первое преобладает количественно и » качественно » , властными полномочиями. И только когда » светских » ученых начали выбрасывать из работы , они все обнародовали . И здесь снова на арену выходит пресловутый » Десятинный монастырь » Московской церкви.
Оказывается ( цитируем письмо министру ): » Организация и руководство музея без объявления конкурса на замещение должности было поручено Дорошенко П. В. , Или иеродиакон Ярославу — служителю незаконно действующего на территории Национального исторического музея Украины » Десятинного монастыря Рождества Пресвятой Богородицы» УПЦ МП. Не имея специального образования и опыта работы в музейных и научных учреждениях , данное лицо была навязана директору Национального исторического музея Украины как » заместитель по вопросам музеефикации Десятинной церкви» . Организовав , конечно , средства Минкультуры , то есть государственным , собственный музей , монах — археолог — директор расставил на хлебные места в нем свои кадры. Цитируем: » С образованием Музея истории Десятинной церкви Дорошенко П. В. ( иеродиакон Ярослав ) был переведен на должность директора данного музея , и без создания профессиональной комиссии занялся набором сотрудников путем личного отбора. Вследствие этого за короткий срок им было принято на работу в музей на постоянной основе более 50 сотрудников без надлежащего образования и опыта работы , единственным » профессиональным » критерием для которых стала принадлежность к монахам » Десятинного монастыря Рождества Пресвятой Богородицы» УПЦ МП или его церковной общины , Киевской духовной академии УПЦ МП и синодальных отделов УПЦ МП » .
Естественно , кадры быстро показали свою сущность . Если » светские » ученые еще пытались что-то говорить о научной работе , то очень быстро в них с церковниками ( цитируем ): » проявились не только противоречия , но и критические различия в понимании самой цели и задачи создания музея. В видении представителей церковной общины » Десятинного монастыря » во главе с директором музея , его задача сводится к воспроизведению » исторической традиции богослужения » на территории церкви путем сооружения нового собора и пропаганде религиозного сознания » . Цель более чем откровенна: сооружение московского собора на нашей святыни . А относительно » пропаганды религиозного сознания » в трактовке » монастыря » , то она тоже быстро проявилась . Тем более , все можно было » пропагандировать » именем государственного учреждения и за государственный счет. Что именно ? Вот как характеризуют ученые деятельность заведующего научно -исследовательского отдела Я. В. Крызины ( архимандрита Гавриила — заместителя Уполномоченного УПЦ МП по вопросам высшего образования и науки , доктора богословия ) : это «введение религиозной цензуры на разработки текстов экскурсий с запретом употребления ряда научных терминов ( напр. , «Религия» , » культ » и т.п. ) , запрет экскурсоводам рассказывать о дохристианский период истории Киева , требование в обязательном порядке заводить экскурсионные группы в церковь незаконно действующего на территории Национального исторического музея Украины » Десятинного монастыря » .
А чего же , нормально : пришли экскурсанты в государственный музей — обязательно завести их на поклон к самоуправно » монастыря » .
Инструктор по пожарной безопасности А. И. Мамитов , отмечают ученые , «занимается разработкой проекта создания Института ландшафта предусматривает понижение в памятников статусе склонов Старокиевской горы с целью их застройки под корпуса » Десятинного монастыря » . Поясним : речь идет о еще одной навязчивую идею московской церкви — застроить не только Десятинную , но и всю Старокиевскую гору своими » монастырями » .
Сотрудник музея А. Коваль (він же — протодиякон Антоній, служитель “Десятинного монастиря”) названий у листі фахівцем з “екстремістських і дискримінаційних висловів щодо інших християнських общин України”. Звісно ж, першим ворогом Московської Церкви тут є Українська Церква Київського патріархату, щодо якої святі отці не добирають висловів. А сам директор     П. Дорошенко , он же иеродиакон Ярослав , не активно » пропагандирует религиозное сознание » , даже собрание трудового коллектива превращая в коллективное чтение молитв. Вывод ученых однозначен: » В нынешнем составе и при существующем руководства Музей истории Десятинной церкви обслуживает узкие интересы религиозной общины и является откровенной филиалом » Десятинного монастыря » УПЦ МП , которая финансируется за счет государства » и цель этого — уничтожение аутентичных остатков Десятинной церкви — пам палатки истории и культуры национального и мирового значения , путем строительства современной действующей культового сооружения УПЦ МП ; незаконная застройка Старокиевской горы как части заповедника «Древний Киев» и уничтожения его исторических ландшафтов для удовлетворения потребностей религиозной общины УПЦ МП » .
И это государственное учреждение ! Удивляться нечему , потому что, похоже , настоящий хозяин Музея и Десятинной и всей Старокиевской горы — НЕ Национальный музей истории Украины , НЕ Киевсовет или Минкультуры , а Московская Церковь . Когда одна из ученых музея попыталась что-то доказать его директору , то ( цитируем письмо министру ) » Дорошенко П. В. вызвал Ганзенко Л. Г. на аудиенцию к своего прямого руководителя — архимандрита Гедеона ( Харона ) — настоятеля » Десятинного монастыря Рождества Пресвятой Богородицы» , который в резкой форме заявил , что останки Десятинной церкви является не историко — культурным памятником , а частной собственностью УПЦ МП , и ни она , ни археологи не помешают ему построить на фундаментах такой храм , как он пожелает » .
Добавить нечего . Что-то должна сказать украинская власть , если она является

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.