« Сам Бог велел любить Украину »

Эдита МОЧЕВУС ,
м . Тернополь
Родился Иван Гнатюк в селе Дзвиняча на Тернопольщине . Отец клал печи по близлежащим селам , а мать ткала людям на заказ полотно и ткани . Отец И. Гнатюка осенью 1944 был мобилизован в Советскую армию и в последний день Берлинской битвы погиб. Прадед Ивана Гнатюка был неслыханным в Дзвиняча , и на все близлежащие села , бунтарем , который расправился с господством человеческого беззаконие и был сослан в Сибирь . Прадеда Иван Гнатюк не раз упоминал , когда его самого яростно пытали новейшие зайди — энкаведисты , вели сибирскими этапами — от концлагеря в концлагерь . Именно эта упрямая натура, от деда , вероятно , помогла ему и в обучении , и в выживании .
Учился в Вишневецком ремесленном училище , 1947 году поступил в Кременецкого педагогического училища , но в начале второго курса обучения был арестован . Дорогой в тюрьму бежал и вскоре подал документы в Бродовское педучилище , что на Львовщине. 27 декабря 1948 p . он снова был арестован как участника национально — освободительной борьбы 40- х годов и после четырехмесячного следствия осужден на 25 лет заключения с отбыванием наказания в спецтабоpax так называемого Берлагу на Колыме .
За семь лет , прожитых на Колыме , ему пришлось побывать во многих концтабоpax : в аляскитовых , Дэбинь , где содержалась центральная колымская больница для зэков , на Холодном , Днепропетровском , имени Белова и имени Матросова , из которого 6 февраля 1956 він був звільнений “на основании определения Магаданского облсуда от 10 ноября 1955 г.
как страдающий тяжелым недугом”: у тюрмах, концтаборах занедужав поет на сухоти. Політичних в’язнів, звільнених із-за ґрат за станом здоров’я, мусив хтось узяти на своє утримання як інваліда і доглядати до самої смерті. Таку довідку-згоду дала Іванові Гнатюку його майбутня дружина Галина Капустяк, дочка українського січового стрільця Семена Капустяка з Борислава. Так и оказался подолянин Иван Гнатюк , узник Берлагу и Колымы , в бойковского крае, в городе нефтяников . Обо всем этом он написал в книге воспоминаний » Тропы — дороги».
Сочинять Иван Гнатюк начал еще в Кременецком педучилище , и осознал , что это — его призвание , уже в тюрьме . Первое произведение , написанное в неволе , — » Трагическое поколения » (» Он жил и в борьбе , и в муках рабского терпения Но не разуверились в себе …»). Он хорошо понимал , что после веков неволе Украинская еще долго придется отвоевывать Украины . Отвоевывать украинское слово , украинский дух , все украинское . В одном из издательств Тернополя решили выдавать цикл » Украинские реконкиста » , то есть » Отвоевывание Украины » (» реконкиста » с испанского переводится как » отвоевания » ) . Вот предисловие к тому издания: » Украинский реконкиста » открывается книгой автора освободительной борьбы 40- х годов , долголетнего узника сталинских тюрем и лагерей , талантливого поэта и прозаика Ивана Гнатюка » Тропы — дороги». То есть не просто книга воспоминаний одного из многих , а уникальное свидетельство человека, который смог собственный опыт борьбы с эсесеровских империей зла поднять на уровень трагического осмысления всей эпохи … «. Читая » Тропы — дороги » , можно провести параллели с нашим временем , ибо слова Гнатюка , как никогда , сейчас актуальны: » … Меня только удивляет , что наш народ на восточных землях Украины , переживший неслыханный в мире искусственный голодомор , немало свидетелей которого живут еще и сейчас , так быстро забыл и простил своим людомор ту ужасную трагедию! Мы сейчас живем где на грани тридцатого -тридцать первых лет , вот- вот может упасть на нас еще один голодомор , а мы снова и снова обращаем свои взоры к имперской Москвы , чтобы еще раз добровольно уйти в ее рабство … флюгеров , всегда возвращаются за ветром , прикрываясь священным лозунгом или символикой Украины , — никто не доставляет столько горя народу , как замаскированные предатели , что очевидно видим сегодня , во время государственного беззакония » .
Эти стихи писаны в первые годы независимой Украины , когда «пятая колонна » , опираясь на внешние силы , хотела свести на нет выбор украинского народа на референдуме . И здесь Шевченко клич » Боритесь — поборете , вам Бог помогает ! » Гнатюк — поэт берет в руки , как знамя , как оружие. Он бьет в колокола совести и призывает : » Берите пистолеты и карабины , // Берите повстанческие хоругви , // Чтобы не дать Украине // В объятия лютой Москвы! »
Жил Иван Гнатюк лишь Божьей милостью , не иначе , ведь после операций имел какую четверть легких . Он должен жить , чтобы художественным словом высказать » пережитое и перестраждане » для памяти поколений , духовности. Скончался в Бориславе на Львовщине 5 мая 2005 .
До последних дней жизни болела его душа за Украину . Та боль во всех более пятнадцати книгах он передал в наследство всем нам. Из цикла «Правда — месть » ( Из огня Тараса слова):
Любите ее …
Во время злое .
Т. Шевченко
Любите ее — не верьте суесловие ,
В сильный время предательства — любите ,
НЕ наносите боли ей ни словом ,
Ни помыслом , что ранит невольно .
Назло всем: и лживые патриотам ,
И врагам — любите ее святую ,
Любите , как мать , брошенную под плотом ,
Или отданную на поглум сироту . Сам Бог велел любить Украину —
Несчастный край манкуртов и пришельцев , —
Любите она не идолопоклинно ,
А как жизнь , как судьбу , как народ !
Пусть оскверняют низменные фарисеи
Ее имя и память бедствий , —
Любите до смерти и , погибая за нее ,
Своей кровью — волю освятите !

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.