Этнография — наука нацию

Василий Яременко ,
профессор ,
доктор филологических наук
Продолжение.
Нач . в ч . 27 за 2014
Этнография — наука , которая опровергает марксистские диалектические положения о развитии как отрицание . Развитие этноса , заверенный этнографией , ничего не отрицает , а все время углубляется в выработке народных обычаев , традиций , обрядов , костюмов одежды , различных стилей . Как видим , выступает категория углубления развития этноса , его культуры. Когда Владимир Великий принял христианство и крестил Русь , которая уже имела свою староукраинский языческую культуру , » была видима и слишима во все четыре конца» , он никак не мог ее оспорить , а потому несколько уничтожил , а несколько углубил и обогатил : у языческих писанок появилась Пасха , староукраинский кутья сочеталась с Рождеством Христовым , Троицу соединились с праздником Святой Троицы , которое сопровождается староукраинский оберегами — клечанням — от нечистых духов , русалок , нимф , нявок , тех , что в скале сидят , перелесникив и другой мифической населения . Одним » на Ивана на Купала » , другим — на Ивана Крестителя . И как большевистские воинственные атеисты НЕ пробовали 74 года » возразить » нашу староукраинский культуру , но и сами обходили кота , который перебежал дорогу , или заглядывали, на какую сторону застегнута пазуха , а когда случается беда , заболеет ребенок и никакие врачебные вмешательства не помогают , тогда » чихают » на все атеистические предписания и тайком везут ребенка , а и себя , в знахарки , бабы — шептухи , которая то побелькоче , трижды плюнет через левое плечо — и «как рукой снимет » . Снимает не в бабье лепета , а наша вера в него. Ибо вера — величайшая сила , которая вошла в наше сознание и подсознание , в плоть и кровь наших обычаев и верований , нашего естества. И невозможно разобраться , где кончается староукраинские языческое , а где начинается христианское , привнесенное извне. Различение — дело специалистов , а мы являемся носителями обеих культур — староукраинского и » углубленной » христианской . Слово «культура» в Библии отсутствует , но это не значит , что культуры в язычестве и раннем христианстве не было. Библейская этнография свидетельствует и объясняет множество непреходящий культурных ценностей , которые уже веками является и нашими духовными ценностями .
Украинская мифология , возможно , самая устойчивая и древнейшая часть нашей этнографии . В словах нашего праязыка спрятаны наши национальные мифы , верования , легенды , трудовые процессы и т. Др . Например калина — это не только название кустового дерева , это и миф о нашей богиню , стоявшей на страже девственной плевы , чистоты , непорочности. Не записали ли этнографы сюжетов , в которых действовала богиня Калина , но их можно реставрировать , позвав на помощь древнейшие народные песни — девичьи , женские , холостяцкие , народные рассказы , пословицы и поговорки , то есть этнографию . Многие песни и переводов прославляют украинскую колодец ( » Глубокая колодец » , » Ой в поле колодец » , » Копал , копал колодец » и др . ) , Что спрятала многочисленные сюжеты о украинском богиню колодец . А она олицетворяла жизнь, давала вода: вода — притупит жажду , скот напой , уху сваришь . И наши прапращура — язычники над живительными источниками устанавливали идола — изображение колодец и поклонялись ей . А в воде жили русалки. В воде , а не на деревьях , по свидетельству соседнего народа — » русалка на ветвях сидит » . Моксельци воспевали Кикимора , » леших » , а мы — русалок , нимф , нявок , тех , что плотины рвут , а не тех , что » по щучьему велению , по моему хотению » . Понимает сегодняшняя молодь , почему женщины ( матери) ругают своих мужчин (отца ) : «Ты меня до печенок замучил » , » В печень въелся » , » Все печени съел » ? А потому , что и Зевс дал приговор Прометею , чтобы ему за украденный из любви к людям огонь Орел выклевывал печень . И Украинская , и греки верили , что любовь живет в печени . Позже обиталищем любви стали считать сердце. В XIX в . Шевченко уже вынужден был писать о том мифического Орла : » Что ни день долбит ребра и сердце разбивает » . Этнография же свидетельствует углубление народных верований , а не их отрицание историческим шагом . Сегодня уже мало кто объяснит , что это означает в старинной украинской песни : » Чур тебе , Пек тебе , отстань ! » А Чур ( Джур , Ярило ) , как и Пек — это наши украинские боженята , выполнявшие функции Амура или Купидона : запускали любовные стрелы в печень и человека ( девушку или парня ) начинало мутить , не знала , что с ней происходит от любовных переживаний , любовных мук , и молодой человек просила , чтобы Чур и Пек вселились в печень противоположного пола , чтобы и она мучилась любовными переживаниями . Это ничто иное , как призыв к взаимности или просьба отцепиться , потому взаимности не будет.
Опыт Б. Гринченко указывает нам на необходимость вернуть уважение к идее народопросвитньои деятельности , используя новейшие достижения радио , телевидения, прессы . Когда дело распространения книг , журналов , газет сохранит свое нынешнее состояние , то может случиться, что народ очень быстро будет деградировать , а еще когда неизвестно чья » интеллигенция » будет бороться » шароварную культуру » в Украине , не давая ничего взамен. Средствами антинародных мер вчерашнего телевидения антиукраински настроенных олигархов народ лишен элементарного — новостей со всего мира , со всей Украины , от славянских народов , культурного обмена с ними , а нам — об убийствах , воровства , бытовые ужасы украинском , — сплошные сводки с моргов Украины . Это зомбирование , развращение , воспитание жестокости на красоте » великосветской жизни » , когда тысячам молодых людей ничем поужинать . Идут воровать , грабить и т . Др . Хотя те , что объедаются в ночных клубах , грабят неизмеримо больше.
Идеи Гринченко спасительные .
Украинская этнография как наука имеет более двухсотлетнюю историю , но ее предыстория уходит в глубины библейских времен и киевского летописания . В процессе исторического сосуществования племен и народов — войн , торгового и культурного обмена в мирное время , накопилось немало сведений об обычаях, обрядах , быт , различные религиозные и мистические верования . Европейская этнография неизмеримо старше. Кроме Библии , множество этнографических записей отчитанных на папирусах и древнеегипетских плитах , в китайских летописях , в Гомера мифах и древнеримских поэмах , патриарших византийских хрониках и близких к нам старокиевских летописях . Это все эмпирический материал , основу для новой науки , которая должна заниматься изучением исторической жизни народа , его культуры , быта , права , обычаев , которые переходили и задерживались в жизни цивилизованных племен , народностей и народов. Эта народоведческую наука получила название этнография ( с гр. Этнос — народ и графо — пишу , описываю ) .
Еще И. Г. Гердер (1744-1803) трактовал Библию как памятник народной поэзии — такой же , как » Илиада » и » Одиссея» Гомера . Моисея Гердер трактовал как еврейского национального героя подобного древнегреческим Ахиллу и Одиссею . Гердер , а за ним и Гумбольдт стали провозвисникамы этнологического освещение истории культуры — науки, имеющей эмпирическое опоры на этнографию . История культуры — это также фактор государства , его определяющая составляющая .
Украинская этнография как наука оформилась лишь во второй половине XIX в. Борис Гринченко сделал свой выбор ученого- этнографа 1881 года, когда получил звание народного учителя. А в 1894 году А. Огоновский опубликовал во Львове четвертую часть своей многотомной «Истории литературы русской » . Заключительная четвертая часть называется » Этнография » . Ученый рассматривает этнографическую деятельность украинских собирателей и публикаторов этнографического и фольклориста материала : М. Цертелева , М. Максимовича , И. Срезневского , П. Лукашевича , Я. Головацкий, И. Вагилевича , А. Метлинского , П. Кулиша , Н. Костомарова , М . Номиса , А. Марковича , М. Закревского , И. Рудченко , Чубинского ,
М. Драгоманова , И. Манжуры .
Среди этих шестнадцати знаменитых имен Б. Гринченко еще нет. 1910 (в год смерти Б. Гринченко ) М. Сумцов издал в Харькове справочник » Деятели украинского фольклора » , в котором подал доработок 77 украинских этнографов и фольклористов . Гринченко стоит 30- м: » Большой вес имеют его три огромных тома » Этнографическихъ материаловъ » , с песнями , сказками , очень многочисленными в них библиографическими указаниями . В конце ИИИ поэтому есть толком сделан указатель 318 книг и журналов , которые имеют в себе украинские песни . Этот ценный сборник должен идти рядом с лучшими сборниками Чубинского и Головацкого » ​​. В статье о Гринченко в » Южн . Краѣ » № 8969 М. Сумцов утверждал , что Гринченко » отнесся к своей собирательной и редакционной задаче в высшей степени серьезно : он проштудировал предыдущие сборники , разыскал неизданные рукописные сборники песен и сказок , в том числе остатки старых записей Заблоцкого и Лукашевича , снабдил песни и сказки библиографических указателями , приложили справочные указатели » . С научной стороны полезна воззвание Гринченко о сборнике Малинки , которая напечатана в » Отчетѣ в первомъ присуждениы премий имени Н. В. Гоголя » 1907 г. (и отдельно). На 64 страницах разобраны подробно недостатки и дано много библиографических указаний на сказки. Немалую важность имеет » Литература украинского фольклора : 1777-1900 » , полезен указатель книг по украиноведения . Наибольшей цены «Словарь украинскаго языка» , составленный Гринченко в 4 томах 1907 , С хорошей предисловием , где установлено , ранее были украинские лексиконы и как постепенно с помощью большого числа украинских деятелей состоял Словарь украинского языка . Этот труд имеет немалый интерес для этнографов , напр . , В объяснениях слов: лягушка , голубец , председатель , черенок и т. Др . » 1 .
Первым настоящим этнографом ученые XIX-ХХ вв . называют Гекатея Милетского , который жил во времена греко — персидских войн и в своей книге » Путешествие вокруг света » подал критическое отношение к освоенных им джерел2 . » Отцом народоведения» называет Гекатея Милетского следующий за ним широко в европейской этнографии Леман Гаупт . А ведь были и Геродот , и Аристотель …
Этнография , по мнению Б. Гринченко , тесно связана с психологией , особенно при обучении украинского ребенка на русском языке. В процессе обучения на чужом языке чужое слово не вызывает у ребенка того представления или понятия , которые вызывает слово родное , потому словам высказываются только представление о предмете , а не сами предметы. И представления эти у разных народов разные.
» Взглянем на то , что возникает в уме великоросса при слове изба и в малоросс при слове дом. Первому , очевидно , сейчас представятся черные стены , сложенные из еловых или сосновых бревен ; над крышей , спускающейся Лишь с двух сторон , вырезной петушок или резной из дерева круг с мочальной лентой ; внутри стены также черны , под потолком полати и т . п . Украинцу при слове хата представляются гладко обмазанные глиной белые стены, соломенная крыша, спускающаяся на все четыре стороны, внутри — стены белые, печь — разрисована орнаментами, цветами, птицами и пр., между печью и стеною — піл, на стенах, возле образов, вышитые полотенца и т. п.”3.
Отже, робить узагальнення Б. Гринченко , когда украинский ребенок, начинает учиться на русском и читает описание избы и узнает , что изба это дом , то она никак не сможет соединить звуки возникают словом изба со звуками , которые создают представление о родном жилье сочетанием звуков дом : два разных представление , две суммы различных признаков , вытесняют одни других и смешиваются в сознании . Грінченко узагальнює: “Первым результатом замены родного языка чужим является устранение прежде бывших ясных представлений и замены их неясными и сбивчивыми”. Така шкода від русифікації народної освіти. За кілька століть, протягом яких нас “обрусяли” (Марія Загірня), ми не тільки втратили були яскраві і зрозумілі уявлення і підмінили їх чужими, часом зовсім не зрозумілими, які вимагають ще й знань із етимології слів. Сегодня мало кто из Украинской знает , что гладиолусы по-украински косари , аммиак — сморидець , вокзал — двирець , подрастающее поколение ( калька с рус . » Подрастающее поколение » ) — молодь , телефонная трубка — трубка или рура и т. Др .
Таких слов тысячи. Слов нашей праязыка , которым оккупационная идеология боролась и изымала из словарей как архаичные , устаревшие , редкое , диалектические и т. Др .
Продолжение следует .
___________________
1 М. Сумцов . Деятели украинского фольклора . — Х. , 1910 — С. 22-23 .
2 См . : Проф. Евгений Кагаров . Очерк истории этнографии // Этнографический вестник . — К. , 1926 — Кн . 3 .
3 См .: » На беспросветном пути » // Борис Гринченко . Педагогическое наследие . Кн . 2 — К. , 2013 — С. 55-56 .

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.